Гитарная школа Алёны Кравченко предлагает доступное и эффективное обучение игре на гитаре





Показано с 1 по 17 из 17
  1. #1
    Авторитет Аватар для Петр
    Модератор

    Регистрация
    15.09.2008
    Адрес
    Апрелевка, Московская область
    Сообщений
    1,156
    Сказал(а) спасибо
    58
    Поблагодарили 255 раз(а) в 145 сообщениях

    Восклицание Нотное письмо.

    Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

    Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.

    Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.

    Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

    Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.


    Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

    над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

    Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз.
    Названия длительности звуков и их обозначения нотами
    Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.



    Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой стороны ее головки, а если вниз - то начиная от левой стороны. Хвостики всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом их должно "относить ветром" вправо от линии штиля.

    Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.

    Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов, когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз - для всех, которые выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки вниз.



    Ноты могут объединяться в группы



    Если на нотном стане размещается сразу две мелодических линии, тогда штили направляются уже независимо от положения нот: у верхней мелодии всегда вверх, а у нижней - вниз. Это делается для того, чтобы Вы могли читать каждую из мелодий отдельно, не путаясь глазами в сплетениях нот.

    При соединении в группы нот разной высоты выбирается такое положение штилей и ребер, при котором окажутся "удовлетворены" большинство нот группы.



    КЛЮЧИ
    За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных "точек отсчета" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.

    Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.

    Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.

    Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два - только в специфических ситуациях.

    Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.

    Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.

    Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.

    Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:

    Альтовый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на третьей линии, а теноровый - устанавливает тот же самый звук на четвертую линию.

    Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ - для виолончели, фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна - это центр его симметрии.



    Ранее ключ "До" употреблялся и других видов. В тex случаях, когда он ставился на первой линии, его называли - сопрановым, на второй - меццо-сопрановым, на пятой - баритоновым. Такие ключи применялись главным образом в вокальной музыке, поэтому их названия соответствуют диапазонам (диапазон - это объем. Диапазон голоса означает объем доступных для данного голоса звуков, от самого низкого до предельно высокого) человеческого голоса. Например, женскому голосу "сопрано" действительно наиболее удобен для пения тот самый диапазон, который размещается на нотоносце без изобилия добавочных линеек - в сопрановом ключе.

    В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.

    ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
    Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:


    Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

    Диез - повышает высоту ноты на полтона
    Бемоль - понижает на столько же
    Дубль-диез - повышает на целый тон
    Дубль-бемоль - понижает на столько же
    Бекар - отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

    По "радиусу действия" знаки альтерации различаются на "ключевые" и "встречные" или "случайные". Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез "фа" будет повышать все поголовно ноты "фа", во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.



    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ
    Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.

    К ним относятся:

    а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:


    б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:


    в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:


    (продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)

    г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "...а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:




    Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты "раскрытыми объятиями", то есть, может переворачиваться вверх ногами.

    ПАУЗЫ
    Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:


    Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.

  2. Пользователь сказал cпасибо:

    Руслан777 (25.01.2011)

  3. #2
    Стоит прислушаться Аватар для Илья4


    Регистрация
    16.07.2008
    Сообщений
    283
    Сказал(а) спасибо
    8
    Поблагодарили 48 раз(а) в 36 сообщениях

    По умолчанию

    МНОГА БУКФ ;)

  4. #3
    Опыт за плечами Аватар для Muzikant


    Регистрация
    09.07.2008
    Сообщений
    312
    Сказал(а) спасибо
    1
    Поблагодарили 48 раз(а) в 39 сообщениях

    По умолчанию

    Теория есть, остались вопросы по ней. Такие форумчане как вы вряд ли что-нибудь поймете (в большенстве, я о всех не говорю) Вообще знать нотную грамоту оочень полезно.

  5. #4
    Стоит прислушаться Аватар для Илья4


    Регистрация
    16.07.2008
    Сообщений
    283
    Сказал(а) спасибо
    8
    Поблагодарили 48 раз(а) в 36 сообщениях

    По умолчанию

    В таком виде - вызывает только отторжение. И, вероятно, способно нанести только вред.

  6. #5
    Опыт за плечами Аватар для Muzikant


    Регистрация
    09.07.2008
    Сообщений
    312
    Сказал(а) спасибо
    1
    Поблагодарили 48 раз(а) в 39 сообщениях

    По умолчанию

    Какой вред? Мозг не лопнет не переживайте. Отторгает только лень не более.

  7. #6
    Лидер форума Аватар для Starik
    Ученик школы

    Регистрация
    26.10.2008
    Сообщений
    827
    Сказал(а) спасибо
    1,573
    Поблагодарили 1,709 раз(а) в 390 сообщениях

    По умолчанию

    Никакого вреда здесь не вижу , наоборот пользу , это уже зависит от уровня наших знаний и трудолюбства если просто прочесть без
    интереса хотения познать , тогда не получиться , конечно же это не всем нужно , я нотную грамоту знаю слабо но мне интересно
    Также было сначала непонятно разучивать по табам , а теперь каждый день с удовольствием бегаю по грифу вместе с ними , так что ребята продолжайте дальше выкладывать нотную грамоту , уверен
    что она нужна не только мне

  8. #7
    Стоит прислушаться Аватар для Илья4


    Регистрация
    16.07.2008
    Сообщений
    283
    Сказал(а) спасибо
    8
    Поблагодарили 48 раз(а) в 36 сообщениях

    По умолчанию

    Я имел в виду, что, если это скопировано, например, отсюда
    http://www.7not.ru/theory/02.phtml
    то там это всё с картинками (что наверняка плюс). И вообще, тот сайт неплохой. Лучше такие вещи изучать на примерах, и на простых.

    А лень действительно отторгает. И страх. И так - что мало не покажется. И лучше это сразу учитывать. ;)

  9. #8
    Лидер форума Аватар для Starik
    Ученик школы

    Регистрация
    26.10.2008
    Сообщений
    827
    Сказал(а) спасибо
    1,573
    Поблагодарили 1,709 раз(а) в 390 сообщениях

    По умолчанию

    На счет картинок согласен , сам про них думал , обозначение на
    нотном стане знаков диез, бимоль и тд

  10. #9
    Душа форума Аватар для openspace
    Ученик школы

    Регистрация
    27.06.2008
    Адрес
    Украина, Киев(Елена)
    Сообщений
    616
    Сказал(а) спасибо
    28
    Поблагодарили 99 раз(а) в 37 сообщениях

    По умолчанию

    Постараюсь объяснить чуть попроще. Перед вами сверху нотный стан, а внизу гриф гитары. Не пугайтесь, ничего страшного нет. Если присмотреться, то найдете одинаковые кружки (ноты) и на стане и на грифе.
    Для начала выбирайте произведения знакомые для вас на слух!!!! Иначе придется выдерживать длительность нот, это придет с опытом. Можно поначалу искать произведения без диезов и бемолей(это не баре, можно и позже освоить)
    Удачи!!

    Будут вопросы, задавайте. Из личного опыта скажу, что сама так начинала без педагогов.

  11. #10
    Опыт за плечами Аватар для Muzikant


    Регистрация
    09.07.2008
    Сообщений
    312
    Сказал(а) спасибо
    1
    Поблагодарили 48 раз(а) в 39 сообщениях

    По умолчанию

    Найти произведения без диезов и бемолей практически невозможно. От каждой тональности (кроме до и ля, но это и то зависит от песни) рядом со скрипичным ключом будут лежать либо диезы либо бемоли. (это означает что нота на которой лежит данный знак всегда будет такой, исключением является бекар) Диез - это повышение на полтона (в гитарном случае - один лад) бемоль - с тосностью наоборот (то есть понижение на лад) Бекар - отмена диеза или бемоля в ноте (бемоль хватает на один такт, после завершения такта при необходимости превратить например фа# в обычное фа нужно поставить бекар)

  12. #11
    Опыт за плечами Аватар для Muzikant


    Регистрация
    09.07.2008
    Сообщений
    312
    Сказал(а) спасибо
    1
    Поблагодарили 48 раз(а) в 39 сообщениях

    По умолчанию

    Я бы выложил фото примеры, только форум халтурный. Принимает фотографии только по 97 килабайт, а сжимать сам понимаете полный бред. Что мешает расширить возможности форума дабы легче помогать другим?

  13. #12
    Авторитет Аватар для Slaven
    Ученик школы

    Регистрация
    13.08.2008
    Адрес
    Латвия/Рига; [Слава]
    Сообщений
    1,335
    Сказал(а) спасибо
    70
    Поблагодарили 399 раз(а) в 191 сообщениях

    По умолчанию

    Muzikant, я обязательно поговорю с Аленой, если она этот пост не прочитала.
    А пока вопрос не решился, можно использовать очень удобный ресурс www.radikal.ru
    Yamaha C70

  14. #13
    Авторитет Аватар для АВК
    Ученик школы

    Регистрация
    03.12.2008
    Адрес
    Москва [Александр]
    Сообщений
    1,292
    Сказал(а) спасибо
    370
    Поблагодарили 300 раз(а) в 167 сообщениях

    По умолчанию

    Отличную тему открыли.Петр Молодчина!!
    Хочу сказать, что знание нотной грамоты просто необходимо(хотя бы для общего развития),поскольку гитара это многофунуциональный инструмент,на ней можно не только аккомпонировать своему пению,но и играть во многих стилях и направлениях,ну там джаз,рок,блюз,и.т.д
    Конечно по началу многих пугает нотная запись,но уверяю вас,в ней нет ничего страшного,следует только изъявить желание,и просто во всем разобраться,и со временем вы поймете все преимущества нотной записи.
    Ведь табулатура это все примерная запись,во многих случаях в ней нет обозначений длительностей,и других нюансов.
    А в нотной записи содержится вся исчерпывающая информация.
    Для наглядности есть некоторые видеоуроки,которые можно посмотреть Здесь
    Удачи!!

  15. #14
    Участник Аватар для Михаил Казаров


    Регистрация
    15.12.2010
    Адрес
    Краснодар
    Сообщений
    24
    Сказал(а) спасибо
    10
    Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении

    По умолчанию

    Дорогие друзья, объясните мне пожалуйста одну вещь. При игре на гитаре, некоторые ноты играются на разных струнах. Вот например: нота Ми - первая открытая струна, 2 струна, зажатая на 5 ладу. Их звучание немного отличается. Как определять, какая нота подходит в случае, если пытаешься воспроизвести ноты от пианино или других музыкальных инструментов, или вообще если струна не подписана. Только на слух?

  16. #15
    Авторитет Аватар для Петр
    Модератор

    Регистрация
    15.09.2008
    Адрес
    Апрелевка, Московская область
    Сообщений
    1,156
    Сказал(а) спасибо
    58
    Поблагодарили 255 раз(а) в 145 сообщениях

    По умолчанию

    Посмотри октавы, ориентируйся на аппликатуру это тоже очень важно.
    А вообще в нотах должно быть указано.

    А вообще можешь посмотреть тут:
    http://www.youtube.com/watch?v=LUcNmDYXkxI
    там подробно рассказывается про нотную грамоту.
    Последний раз редактировалось Петр; 04.01.2011 в 20:57.
    Правила форума - незнание правил не освобождает от ответственности.
    ПРАВИЛА оформления тем с вопросами.

    Играйте на классической гитаре - это здорово.

  17. 2 пользователя(ей) сказали cпасибо:

    Михаил Казаров (04.01.2011), Mike_North (08.05.2011)

  18. #16
    Местный Аватар для Subsss


    Регистрация
    08.01.2011
    Адрес
    Рязань
    Сообщений
    100
    Сказал(а) спасибо
    47
    Поблагодарили 37 раз(а) в 21 сообщениях

    По умолчанию

    Здраствуйте. Извините если уже задавался такой вопрос.
    Я владею нотами, могу играть по ним на фортепиано и даже гитаре, но очень медленно. Я сам не ходил в музыкальную школу. Какие упражнения помогут убыстрить чтение и убыстрить нахождение ладов и струн которые нужно зажимать?

  19. #17
    Авторитет Аватар для Петр
    Модератор

    Регистрация
    15.09.2008
    Адрес
    Апрелевка, Московская область
    Сообщений
    1,156
    Сказал(а) спасибо
    58
    Поблагодарили 255 раз(а) в 145 сообщениях

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Subsss Посмотреть сообщение
    Здраствуйте. Извините если уже задавался такой вопрос.
    Я владею нотами, могу играть по ним на фортепиано и даже гитаре, но очень медленно. Я сам не ходил в музыкальную школу. Какие упражнения помогут убыстрить чтение и убыстрить нахождение ладов и струн которые нужно зажимать?
    Смотри выше ссылку на видео урок Кузнецова.
    С ним можно связаться и брать он-лайн уроки, он тебе может дать реальные упражнения...
    Чем больше разной музыки играешь тем лучше будет получаться.
    Правила форума - незнание правил не освобождает от ответственности.
    ПРАВИЛА оформления тем с вопросами.

    Играйте на классической гитаре - это здорово.

  20. Пользователь сказал cпасибо:

    Subsss (28.03.2011)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •