Гитарная школа Алёны Кравченко предлагает доступное и эффективное обучение игре на гитаре





Показано с 1 по 5 из 5
  1. #1
    Участник Аватар для Василий И (Москва)
    Ученик школы

    Регистрация
    31.01.2020
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    25
    Сказал(а) спасибо
    308
    Поблагодарили 191 раз(а) в 22 сообщениях

    По умолчанию Эмоциональное восприятие разных тональностей

    Интересует вопрос отличия на слух разных тональностей. Хочется понять, существует ли вообще у них различие в "эмоциональной окраске" (простите, за возможно неудачное определение)?

    Теорию я на начальном уровне более-менее представляю: Как в и почему звукоряд определенным образом строится и разделяется на октавы, ХТ строй, принцип построения мажорных и минорных ладов, ступени лада, тоники-доминанты, интервалы, транспонирование и т.д.

    В основном я читал единственное объяснение, почему именно автор\певец\композитор выбирает ту или иную тональность:

    Фактически это либо "привычка" композитора, либо лучшее знание музыкантом-исполнителем конкретной тональности (по этому в До-мажоре с Ля-минором и играет большинство) или, если музыка пишется для "исполнения голосом", - подстраивание под голос (высокий/низкий - мужской/женский) предполагаемых (конкретных) певцов.

    Но может есть еще "что-то"?

    Я понимаю, что есть люди с абсолютным слухом и они легко отличают произведения сыгранные в разных тональностях, но мне лично медведь на ухо наступил - относительный слух небольшой есть (интервалы, после тренировки, худо-бедно вроде слышу), но абсолютным абсолютно не пахнет. И я разницу в исполнении одного произведения в разных тональностях не слышу. Ну минор от мажора еще куда ни шло отличить, но Ля-минор от Ми-минора - никак. По крайней мере на фортепиано не мог. Сейчас добрался до 8-го урока и учу аккорды тональности Ми-минор - может "услышу" при игре на гитаре.

    Так в чем вопрос:

    Может кто-то воспринимает конкретные тональности с каким то определенным "настроением"? Например, какая то конкретная тональность вызывает у него определенные чувства или воспоминания? Допустим: в такой то тональности я дворовые песни про любовь играю, а в такой романсы, а в такой меня тянет шансон сыграть, а в другой я просто детство вспоминаю или первую любовь, или представляю что я, к примеру, "шестидесятник" и на Грушевском фестивале у костра в дружелюбно-бардовской атмосфере играю. Может одна тональность чуть лиричнее, торжественней, мрачнее, грустнее, теплее, "веселее, бодрее"...

    Одним словом - есть ли какая то "неуловимая" окраска у тональностей? (не разница в миноре и мажоре имеется ввиду). Или тупо одни тональности выше или ниже по частотной шкале? Это не "лирический" вопрос. Возможно ответы помогут (натолкнут) в развитии слуха? Интересуют как ссылки на авторитетные (и не очень) источники, так и личное восприятие. )))
    Последний раз редактировалось Василий И (Москва); 17.04.2020 в 16:42.

  2. 9 пользователя(ей) сказали cпасибо:

    Вячеслав Ильичев (18.04.2020), Galinaskivka (27.04.2020), Олег Чалых (17.04.2020), Митюхина Анна (20.04.2020), Linda2 (24.04.2020), rimma40 (18.04.2020), Valery1959 (28.04.2020), yakovez21 (07.05.2020), Yulia (23.04.2020)

  3. #2
    Душа форума Аватар для Yulia
    Мастер школы

    Регистрация
    07.12.2011
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    537
    Сказал(а) спасибо
    4,059
    Поблагодарили 3,325 раз(а) в 513 сообщениях

    По умолчанию

    Василий, обычно считается, что мажор звучит более "позитивно", "весело", а минор (впрочем , как и минорное настроение) более лиричен...
    Предполагаю, что большинство песен, которые пою я, - написаны в миноре

    Наверное у профессиональных музыкантов есть более точное разъяснение...

  4. 7 пользователя(ей) сказали cпасибо:

    Василий И (Москва) (25.04.2020), Вячеслав Ильичев (23.04.2020), Galinaskivka (27.04.2020), Олег Чалых (24.04.2020), rimma40 (24.04.2020), Valery1959 (28.04.2020), yakovez21 (07.05.2020)

  5. #3
    Участник Аватар для Galinaskivka
    Ученик школы

    Регистрация
    22.09.2019
    Сообщений
    64
    Сказал(а) спасибо
    324
    Поблагодарили 542 раз(а) в 64 сообщениях

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Yulia Посмотреть сообщение
    Василий, обычно считается, что мажор звучит более "позитивно", "весело", а минор (впрочем , как и минорное настроение) более лиричен...
    Предполагаю, что большинство песен, которые пою я, - написаны в миноре

    Наверное у профессиональных музыкантов есть более точное разъяснение...
    Отлично сказано!

  6. 7 пользователя(ей) сказали cпасибо:

    Василий И (Москва) (28.04.2020), Вячеслав Ильичев (30.04.2020), Митюхина Анна (01.05.2020), rimma40 (28.04.2020), Valery1959 (28.04.2020), yakovez21 (07.05.2020), Yulia (28.04.2020)

  7. #4
    Пришёл посмотреть Аватар для omevarizka


    Регистрация
    17.06.2021
    Сообщений
    2
    Сказал(а) спасибо
    0
    Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении

    По умолчанию

    А вы не думали, что это зависит от слуха и не всегда весёлая музыка настраивает на приятное настроение? Мне, например очень нравится инди рок скул , который не все воспринимают нормально. А для меня эти звуки лучшие, от которых хорошо становится на душе.

  8. Пользователь сказал cпасибо:


  9. #5
    Участник Аватар для Василий И (Москва)
    Ученик школы

    Регистрация
    31.01.2020
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    25
    Сказал(а) спасибо
    308
    Поблагодарили 191 раз(а) в 22 сообщениях

    По умолчанию

    Я на самом деле прочитал на эту тему большую статью и видео хорошее одно посмотрел. Разница есть.

    Точнее она больше существовала до того момента как стали играть в равномерно темперированном строе, а в нем сильно нивелировалась. Плюс там стандарты настройки инструментов поменялись и еще чего то там в середине 19 века. Одним словом тональности по другому звучали и более "разнообразно". Плюс другие причины. Хотя от них уже разница в настроении была довольно условна и зависела от восприятия музыки в определенных условиях.

    Например произведения (не для оркестров) для одних инструментов было принято чаще играть в определенных тональностях. Для скрипки в одной, для "балалайки" в другой. Ну а "веселость" от лиры и от валторны по идее немного разная. Соответственно эта тональность ассоциировалась с определенным настроением, вызываемым, допустим, лирой. Тоже самое с "жанром" музыки. Фольклор в одних тональностях играли, что-то более классическое в других. Соответственно настроение разное. И даже некоторые (популярные, так сказать) конкретные произведения, исполненные в одной тональности, накладывали отпечаток настроения, который переходил на другие произведения, исполненные в этой же тональности. Грубо говоря играли бы "Похоронный марш" на всех углах в Соль диез миноре каком нибудь (а больше, допустим, в этой тональности особо ничего другого и не исполняли бы на тот момент), так в этой тональности что ни начни потом играть, человеку с хорошим слухом не "легкая грусть юноши, переживающего что любимая опаздывает" слышаться будет, а кошмары всякие. Хоть он и на дудочке ее исполнит в этой тональности. А начнет в другой минорной тональности (в которой обычно юноши тех лет играли свои грустненькие влюбленные песенки на дудочках) похоронный марш играть - так и он как то не так трагично зазвучит. Там еще всякие примеры приводились, не помню сейчас. Одним словом - намешано причин.

    Многие известные музыканты тех лет высказывались о том, какое "настроение" вызывает у них конкретная тональность и даже, вроде как, выбирали тональность исходя из этого. Но, повторюсь, это больше было до изменений. Хотя и после некоторые известные композиторы утверждали, что есть у тональностей определенные эмоциональные окраски. Сильно не буду загружать - кому интересно - брошу видео.

    Мне там еще понравилась одна идея, как менялось восприятие человеком "консонансных" и "диссонансных" интервалов (ну и вообще их природа хорошо разобрана с точки зрения физики и физиологии человека) с течением времени. Типа якобы в древности для человека консонансными интервалами были только унисон и октава, потом "ухо привыкло" и к ним добавились квинта с квартой. ))) Потом и произведения поинтересней стали и поразнообразней и привычка опять же - и добавилось разбиение на всякие "несовершенные консонансы", "мягкие, острые, неопределенные" диссонансы. Мол такими темпами скоро и "тритон" консонансом станет (это я уже от себя домыслил) - будут его в "колыбельных" применять. Некая аналогия с тем, что если в машину посадить взрослого человека который никогда на машине не ездил - то его чуть не сразу тошнить начнет, а современный человек с "Американских горок" бодрячком сходит.

    omevarizka, выше - это как раз похожий на ваш пример. От тяжелого металла лет сто назад вообще люди бы наверное коньки отбросили, а сейчас для некоторых это легкая, веселенькая музыка, ласкающая ухо и навевающая приятные воспоминания. ))) И я не шучу - пара композиций "Металлики" именно такие лирические чувства у меня вызывают.

    Но это всё я - "за что купил, за то и продаю". ))) Профессионал возможно раскритикует и ту статью и тем более мою дилетантскую "выжимку".

    Но несомненно от "слуха" сильно зависит. Вряд ли я эту окраску почувствую, если я и интервалы то фигово слышу, не говоря про простое различение тональностей. )
    Последний раз редактировалось Василий И (Москва); 19.06.2021 в 02:57.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •