Семиструнная гитара, где ты прячешься сегодня?
Где есенинская жажда страсти, чувства половодья?
Шестиструнка не заменит, твое дивное звучанье,
Без одной струны не сможет подарить ручья журчанье…
Не сыграть на трех аккордах «Очи черные» как надо,
Семиструнка бы сыграла, только жаль, ее нет рядом
Заменить ее не сможет даже плачущая скрипка,
Только струны семиструнки, дарят слезы и улыбку. (Олег Васильев)
Наши выдающиеся барды 20 века - В.Высоцкий, Б.Окуджава, С.Никитин, Ю.Визбор, А.Дольский, А.Галич - все они играли именно на семиструнной гитаре.
Именно семиструнную гитару во всем мире называют Русской гитарой. И абсолютно все ценители и исполнители музыкальных произведений на семиструнке отмечают, что именно эта гитара со свойственным ей тягучим и мелодичным звучанием передает всю красоту и душу русской песни, русского романса. Именно музицирование на семиструнной гитаре на ряду с изучением французского языка входило в обязательное обучение русской молодежи в слоях высшей буржуазии.
Как же так получилось, что русская гитара утратила былую популярность у нашего народа, и в магазинах ее практически нигде не найдешь, и исполнителей на ней ничтожно мало по сравнению с гитаристами-шестиструнниками?
А ведь мы сами и растоптали свою культурную традицию! Спасибо социалистическим вождям. В образовавшемся СССР гитара была признана пережитком буржуазии и подверглась всяческим гонениям. Были уничтожены и потеряны многие нотные сочинения для семиструнной гитары.
А потом в 1926 году в СССР приехал А.Сеговия с концертом на шестиструнной гитаре и повысил ее популярность среди советского народа.
Вот как об этом рассказывает Кирилл Волжанин - российский гитарист и композитор.
Давайте послушаем как же звучит Русская гитара. На видео Борис Ким - легендарный гитарист-семиструнник.
Вообще, во многих источниках изобретателем и основоположником игры на семиструнной гитаре в России называется чешский музыкант Андрей Осипович Сихра. НО В. А. Русанов, посвятивший в своей работе о Сихре целую главу, названную «Кто изобрел русскую семиструнную гитару», основываясь на сведениях, сообщаемых в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля о семиструнной «польской» гитаре и применении в 1806 году в Германии семиструнной гитары гитаристом Шейдлером, приходит к выводу, что «прибавление седьмой струны в России А. О. Сихрою, в то время как семиструнная гитара была и за границей, не имеет исторического основания».
Одновременно он отрицает за Сихрою и роль создателя соль-мажорного строя семиструнной гитары, так как такая гитара использовалась в России еще до появления Сихры в Москве, относящегося, по имевшимся у Русанова данным, к 1805 году (издание сонаты для семиструнной гитары И. Каменского в 1799 г. и др.).
И Первым, кто может претендовать на значительную роль в пропаганде семиструнной гитары, был автор первой русской Школы игры на этой гитаре - чешский гитарист и композитор Игнац Гельд. Этот музыкант в настоящее время забыт, но чешские источники начала XIX века указывают, что его многочисленные сочинения пользовались в России при его жизни признанием и любовью.
В 1802 году Гельд в Москве выпустил второе издание Школы для семиструнной гитары, посвященное императрице Елизавете Алексеевне, а в 1806 году - третье, дополненное Собранием российских песен, содержавшим 40 русских и украинских песен. Кроме этого, в московский период жизни Гельд издал большое количество разнообразных музыкальных произведений. Среди них встречаем цикл романсов на тексты немецких поэтов, танцевальную музыку (полонезы, контрдансы, мазурки, экосезы, вальсы, кадрили), марши (в том числе Траурный марш на похороны графа Шереметева), серенады и дивертисменты. Они издавались в фортепьянном изложении, для семиструнной гитары соло или в ансамбле со скрипкой и даже для ансамбля духовых инструментов.
Конечно же, Андрей Осипович Сихра тоже с большим успехом популяризовал семиструнку в России. Им написаны многочисленные произведения для нее, разработаны методические пособия, он создал Школу игры на гитаре, откуда выпустилось много достойных его учеников - гитаристов-семиструнников.
Один из ярых поклонников и пропагандистов семиструнной гитары в настоящее время - гитарист Владимир Маркушевич, успешно гастролирующий с программой "Русская Гитара" рассказывает о репертуаре для семиструнки в настоящее время: "Репертуар, конечно, нельзя сравнить по объему с репертуаром для шестиструнной гитары, но тому незначительному числу гитаристов-семиструнников, которые есть в России сейчас, все это играть и играть. В моей коллекции несколько тысяч страниц нот, например, так что есть из чего выбрать. Если появятся заинтересованные люди, я готов этим материалом делиться.
Как раз один из выходов в поисках расширения репертуара семиструнной гитары — обработка русских народных мелодий и романсов с упором на современные гармонию и ритмику. Да и не только русских, но еще и других, родственных народов. Это и Украина, и Белоруссия, и Молдавия, и даже Болгария."
Да, наверное, большое количество репертуара и его доступность для шестиструнной гитары сыграли НЕ на руку русской гитаре. Да и сейчас практически нет композиторов, пишущих для нее, за исключением Рехина и Агибалова. У Рехина написан Концерт и Соната, которую исполнила Бардина, а у Агибалова — сонаты и пьесы для гитары и оркестра. Есть еще ряд гитаристов, которые пишут для семиструнной гитары: Владимир Богданович, Анатолий Ширялин.
НО главный парадокс современной истории русской семиструнной гитары состоит в том, что в настоящее время она вызывает значительно больший интерес на Западе, чем в России - на своей родине. И западные гитаристы всё с более пристальным вниманием относятся к одному из богатейших источников гитарного репертуара - русской гитарной музыке. Однажды обнаружив её, мы поражаемся, каким образом стало возможным, что такое крупное наследие русской музыкальной культуры осталось почти неизвестным для нас.