12 апреля весь мир отмечал Международный день полета человека в космос.
"А была ли гитара в Космосе?" - возник у меня как-то вопрос. И можно ли на ней ТАМ играть?
В открытом космосе даже если и сыграть на гитаре, то звука естественно не услышишь. А вот находясь внутри орбитальной станции, паря с инструментом в невесомости, можно радовать команду песнями под гитару. А также оттачивать свое мастерство, ведь чем там еще заниматься в часы отдыха, если не этим
Вот так размышляя, я даже не думала, что кто-то из космонавтов отважится взять с собой гитару на орбиту.
Ведь мы порой не замечаем, что живём в мире музыкальных звуков: они летят к нам по волнам радио и телевидения, мы слышим их в домах и на улице, да и сами частенько напеваем что-нибудь под настроение. Но на земле музыка для нас так привычна, что мы не всегда обращаем на неё внимание, как на воздух, которым дышим, на солнце, которое видим, на воду, которую пьём. А в безмолвном космосе музыка людям просто необходима.
Культурная программа в космосе – совсем не роскошь, не излишество, это необходимость. Работа космонавтов на орбитальных станциях – это не только испытание профессиональных качеств, выдержки, мужества. Длительные полёты – это серьёзнейшее психологическое испытание, многодневный стресс. Любая нестандартная положительная эмоция придаёт сил аж на несколько дней, вдохновляет, помогает в работе.
И это здорово, что руководство это понимало. И вот однажды в 1978 году...
"... В группе обеспечения на земле кипела работа: к запуску готовился очередной "грузовик" - транспортный корабль, который должен был доставить "Фотонам" (экипажу космического корабля "Союз-29") аппаратуру, продукты питания, письма от родных и... сюрприз - им занимался Валерий Рюмин. На совещании группы обеспечения он предложил послать на "грузовике" гитару для Иванченкова: музыкальность космического инженера хорошо знали в отряде. Получив разрешение, Рюмин отправился на Московскую экспериментальную фабрику музыкальных инструментов, разыскал там опытного мастера Коликова и сделал ему важный и почётный заказ. Через несколько дней Рюмин держал в руках золотистую красавицу, на верхней деке которой было аккуратно написано: "Космонавтам орбитального научно-исследовательского комплекса "Салют-6" Ковалёнку и Иванченкову"...
- Гитару прислали!
Бережно упакованная, обёрнутая во множество одёжек, перед космонавтами предстала их любимица. Иванченков нежно взял её в руки, а она вдруг от первого же щипка по струнам норовисто выпорхнула и "поплыла" по кораблю. Космонавт изловил беглянку и стал учиться играть на ней "по-космически": крепко держа в руках, заботясь не столько о технике игры, сколько об усмирении инструмента в условиях невесомости. И вскоре научился - гитара стала отзываться, как на Земле, тихим ласковым голосом.
До этого памятного дня Земля обычно снабжала космонавтов концертами. В сеансах радиосвязи для них звучали заказанные произведения, в телестудии выступали приглашённые космонавтами артисты. Но в этот день всё было наоборот: Космос давал концерт Земле. Выступал его первый солист - Александр Иванченков. Он исполнял песни Юрия Визбора под собственный гитарный аккомпанемент. Это был поистине кругосветный концерт: пока звучала гитара, космический корабль успел облететь всю нашу голубую планету..."
Как вспоминал об этом сам Ю.Визбор: "В приподнятом настроении я явился в студию, откуда шла передача в космос. И… увидел на экране, как космонавт Саша Иванченков взял в руки гитару производства московской фабрики - захватил с собой в космос! - и запел: "Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой…" Можете себе представить, какой это стало психологической поддержкой - не для космонавтов, разумеется, а для меня: первая песня, исполненная в космосе под гитару, - моя!"
А уже намного позже в 2013 году канадский космонавт Крис Хэтфилд, находясь на МКС, записал кавер-версию на песню Дэвида Боуи «Space Oddity» и снял на нее клип — в видео астронавт с гитарой в руках перемещается по станции и показывает, как выглядит с нее Земля. К ноябрю 2018 года клип собрал около 42 миллионов просмотров.