Один из злейших Врагов начинающих обучаться игре на гитаре - желание как можно скорее играть быстрым темпом.
Хоть я сама еще совсем новичок, но уже осознаю, что у меня тоже есть такая проблема. Вроде бы изучила аккорды в песне, всё понятно и, не доведя толком до автоматизма перестановку аккордов, уже пытаешься вовсю играть в темпе оригинала. И вроде постепенно получается. А потом оказывается, что таким образом ты заучиваешь изначально нечистое звукоизвлечение, где-то глушишь струны, а где-то нет или не полностью (если играешь ,например, бой с приглушением).
ПОЧЕМУ так ПРОИСХОДИТ?
- Непроизвольное ускорение темпа. Ученик на начальном этапе не способен контролировать свои руки, и они просто бегут впереди паровоза. Голова и уши в этом процессе не учавствуют, всё играется на автомате.
- Ученику скучно играть медленно. Почему? Потому что он не умеет слушать. Его уши закрыты. Он не слышит красоту звука. Для него существует только действие - движение пальцев. А между движениями что? Ничего. Просто ожидание следующего движения. И чем это ожидание дольше, тем скучнее ученику.
- Ученик часто находится под влиянием ошибочного мнения: тот музыкант круче, кто играет быстрее!
Просто виртуозная игра это спорт. Элемент шоу. Такое же впечатление производят гонки на автомобилях. В этом нет ничего плохого. Это мастерство. Но к музыке отношения не имеет. Это спорт. Там цель скорость и точность.
В музыке совсем другие задачи. Главное - это передать слушателю чувства, эмоции. С помощью музыки вести с ним диалог. Музыка - это язык. И для неё справедливо всё то же, что и для человеческой речи.Когда вы разговариваете с любимым человеком, или хотите чтоб вас поняли, как вы говорите? Спокойно и размеренно, ведь так?
ПОЧЕМУ мы ускоряемся при выступлении перед аудиторией, об этом наглядно рассказала на следующем видео наш Учитель, Алена Кравченко:
ИТАК, ПОМНИМ ПРАВИЛО, которое всегда повторяет нам Алёна - Играем сначала в медленном темпе!
Как это не парадоксально звучит, НО Самый быстрый способ научиться играть быстро - это играть медленно!
Никто не скачет на лошади галопом, пока уверенно не освоит шаг и рысь.
Скорость должна увеличиваться постепенно. Важно, чтобы в самом процессе игры гитарист правильно держал инструмент, а его правая рука была в верном положении. Не следует ускоряться, пока не будет полной уверенности в том, что звуки чисты, правильны и приятны, отсутствует всяческий дискомфорт при переборе струн.
Чем сложнее даётся какой-нибудь фрагмент, тем медленней его нужно отрабатывать. Это универсальное правило.
Часто для развития техники игры на гитаре, для ровной и качественной игры, для развития ритма советуют играть под МЕТРОНОМ - прибор, который производит регулярные повторяющиеся звуки в устойчивом темпе, обозначенные количеством ударов в минуту (или BPM). Большинство метрономов производят звук щелчка “тик-так-тик-так”, который легко услышать во время игры на музыкальном инструменте.
Существуют как механические метрономы, так и метрономы Приложения для ПК, мобильных и пр. аналогичных устройств. Есть такой метроном и в известном Тюнере Приложении GuitarTuna.
Метроном беспристрастен. Он не даст вашим рукам произвольно замедлить или убыстрить темп. Не даст сыграть "примерно", "где-то так". Он потребует от вас идеального контроля за своими руками. На начальном этапе ваши руки неподконтрольны вашей воле. Они играют как получится. С метрономом вы научитесь извлекать звук именно тогда, когда нужно.
Нередко можно встретить мнение, что игра под метроном делает музыку механичной, бездушной и т.д. Но ведь никто не говорит, что нужно всегда играть под метроном. Понятно, что в музыке есть замедления, ускорения, музыка дышит вместе с исполнителем. Это называется агогикой. Но агогика это следующий этап.
Чтобы правильно, логично, естественно варьировать темп, нужно сначала научиться играть идеально точно. Эталонно. И только потом, чувствуя эту эталонную пульсацию, варьировать темп. И тогда Вы будете точно знать, насколько отклоняетесь. И зачем. Это будет осмысленно.
Существует практика замены метронома топаньем ногой. Таким способом вы обманываете себя. Вам кажется что играете ритмично, но на самом деле это иллюзия. Руки по-прежнему играют как им захочется. Без вашего контроля. А ногой вы просто топаете под свою игру. Проще говоря, ноги топают под руки.
Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть мелодию в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого – это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.
Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада.
Например:
- Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть в одном темпе, а заканчивая в более быстром.
- Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу произведения.
Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.
Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!
Мне интересно, что же скажет по поводу игры с метрономом Наш Учитель Алёна?