Один музыкант объяснил мне пространно,
Что будто гитара свой век отжила, —
Заменят гитару электроорганы,
Электророяль и электропила...
Гитара опять
Не хочет молчать —
Поёт ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными струнами!..
Электророяль мне, конечно, не пара —
Другие появятся с песней другой, —
Но кажется мне — не уйдём мы с гитарой
В заслуженный и нежеланный покой.
Образ Владимира Высоцкого неразрывно связан с гитарой. Гитарой именно семиструнной, потому как в послевоенные годы, в 60-е выпускались в основном семиструнки, а теперешние шестиструнки были редкостью. И практически все выдающиеся барды тоже играли на семи струнах – и Галич, и Визбор, и Юлий Ким, и Окуджава.
Гитар у Высоцкого было много. Были среди них инструменты удивительные, с историями под стать самому Владимиру Семеновичу.
В беседе с Эльдаром Рязановым для телевизионного фильма «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» мама Высоцкого Нина Максимовна рассказывала, что в ее семье всегда присутствовала гитара, она сама немного аккомпанировала на гитаре. А на свое 17-летие Володя попросил у мамы в подарок себе гитару. Что мама и сделала, купив к ней пособие-самоучитель Михаила Тимофеевича Высотского (почти однофамилец с Володей), мастера игры на семиструнной гитаре.
Все ранние песни, в том числе практически все так называемые блатные, сыграны начинающим автором-исполнителем на совсем простых ширпотребовских гитарах, которые можно было купить в любом музыкальном магазине.
После съемок "Вертикали" у Высоцкого появляется уже совсем другой инструмент. Инструмент в буквальном смысле с историей. Записи выступления Володи во ВГИКе случайно услышала Александра Александровна Дикая, вдова знаменитого артиста Алексея Дикого.
Алексей Дикий обладал уникальной гитарой, изготовленной австрийским мастером. Как она попала к Высоцкому, рассказывает он сам в 10 ноября 1966 года в гостях у Юрия Мамина: Прослушать вложение MP3: (3008794.mp3) Скачать MP3: 3008794.mp3
Характерными приметами этой гитары были изогнутая, как у скрипки, спинка и отсутствие обозначения ладов. На различных съемках эта гитара появляется вплоть до 1979 года. Где она теперь, к сожалению, не известно.
Москва, 1972 год.
Ее часто путают с другой гитарой, внешне похожей на нее, только на ладах шесть белых кружочков.
Гитара, приобретенная у вдовы Дикого, была не единственной раритетной гитарой Владимира. В спектакле "Преступление и наказание", поставленном в Театре на Таганке в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссеру Владимиру Аленикову. Очень она понравилась Высоцкому своим антикварным видом, необычной окраской и несовременным звуком.
Высоцкий в роли Свидригайлова в спектакле "Преступление и наказание", 1979 год.
Гитару сделал известный петербургский мастер Ягодкин. После смерти Высоцкого Алеников разыскал эту гитару, но она была в очень плачевном состоянии. В СССР никто не взялся за ее ремонт. В 1991 году Алеников увёз инструмент в Штаты, где её привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер. А фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar» под именем «Высоцкий».
Была у Владимира Семеновича гитара, которую можно назвать даже пижонской. Темная, близкая к вишневой, с двумя вырезами, лады обозначались крупными ромбами, и некоторые в начале 1970-х по ошибке вообще принимали ее за электрогитару.
Кентау, август 1970 года.
А на следующем фото на концерте в Новокузнецке в 1973 году в руках певца необычная гитара - Одна из самых красивых, безусловно. Почти черная, с белой окантовкой с узорами вокруг отверстия. Этот инструмент можно увидеть у Владимира Семеновича и на съемках в Будапеште и в Париже, где он был в гостях у Михаила Шемякина (1978 год).
Новокузнецк, февраль 1973 года.
На гитаре, которую предложили Высоцкому во время их пребывания в Касабланке с Мариной Влади, он после импровизированного концерта оставил на память хозяевам вот такой поэтический автограф:
В желтой жаркой Африке,
Забыв мороз московский,
Как-то вдруг вне графика
Выступил Высоцкий.
Африка, Касабланка, 1976 г., апрель
Хасану
Володя
Спустя сорок лет, уже в наши дни, этот инструмент был подарен польскому Музею Высоцкого в Кошалине, где его сохранила легендарная Марлена Зимна. Музей Владимира Высоцкого в Кошалине. Польша, 2014 год.
Сохранилась и, пожалуй, самая оригинальная из всех гитар, на которых играл Владимир Семенович – гитара с двумя грифами. Одна из гитар хранится, по его словам, у Михаила Боярского.
Москва, Дом культуры АЗЛК, 7 января 1977 года.
Это старинная цыганская разновидность гитары. Струны на добавочном грифе не прижимаются и создают полноту звучания. Впрочем, вторым грифом Владимир никогда не пользовался – гитара ему просто понравилась своим необычным видом.
Гитару с двумя грифами для Владимира Высоцкого изготовил Александр Шуляковский.
Инженер-электрик по образованию, во время Великой Отечественной трудившийся за Уралом на танковом заводе, Шуляковский еще до войны отучился в Киевской консерватории и прекрасно играл на гитаре, домбре, балалайке, а в послевоенные года стал главным инженером черниговской фабрики музыкальных инструментов.
Он сам разрабатывал модели, эскизы, преподавал игру на гитаре.
А с Высоцким Александр Шуляковский познакомился благодаря сыну – актеру Театра на Таганке Виктору Шуляковскому.
Высоцкий однажды взял в руки инструмент Виктора, попробовал и пришел в восхищение. А узнав, что гитару сделал его отец, попросил и себе такую же. И мастер Шуляковский сделал знаменитую гитару с головкой грифа в виде лиры.
МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года.
Шуляковский сделал для Высоцкого еще несколько гитар, но как ни парадоксально, наиболее известная из них Владимиру Семеновичу формально не принадлежала.
Эту гитару многие из нас сразу узнают по характерному пятну.
Пальцы Высоцкого безжалостно били по струнам, а заодно сбивали краску под резонансным отверстием.
Но изначально эту гитару Александр Шуляковский сделал не для Высоцкого, а для сына Виктора.
Высоцкому же он изготовил шикарную красную гитару из крашеного клена.
И это была одна из последних работ великолепного мастера. Вскоре Александр Викторович ушел из жизни. Но увы, когда он делал свою последнюю гитару для Высоцкого, он где-то просчитался – и гитара быстро рассохлась и треснула. Чинить было уже некому. А другой концертной гитары у Высоцкого в тот момент не было. И тогда Виктор Шуляковский на время дал ему свою, палисандровую. Ту самую, с пятном.
Высоцкий был с ней и в Америке, и во время последнего публичного выступления, снятого на кинопленку на малой сцене БДТ 16 апреля 1980 года. И во время легендарной записи для «Кинопанорамы»
Москва, Останкино, ЦТ СССР, 22 января 1980 года.
К сожалению и эта гитара из палисандра и во время съемок в Останкино, и даже раньше уже была повреждена. Владимир Семенович не очень бережно обращался со своими инструментами.
Он их ронял, бил. Однажды Шуляковский восстановил гитару, которую Высоцкий просто привез ему в мешке, разбитую почти в щепки!
Палисандровая гитара с пятном была превосходной. Но из-за повреждения постоянно теряла строй, фальшивила, и Высоцкий с ней намучился. Однако именно этот инструмент, который каждый сегодня может увидеть в Доме Высоцкого на Таганке, был с ним на всех последних выступлениях.
Давно нет на свете никого из тех мастеров, на чьих гитарах играл Владимир Высоцкий.
Не так много сохранилось и самих инструментов. Но Гитара Высоцкого жива. Как жив его голос и живы его песни.