Да уж, наверное, действительно на нас с Тимурой очарование осени действует, на РАЗМЫШЛИЗМЫ всякие потянуло И я тоже хочу поделиться с Вами, наши читатели, такой темой для размышления, которая меня вообще уже давно волнует. И, скорей всего, это вечная тема в судьбе любого человека, так или иначе сталкивающегося с обучением на музыкальном инструменте. Тем более, когда дело касается выбора человека.
Короче… Что необходимо сделать, чтобы ребенок успешно обучался игре на том или ином музыкальном инструменте? Заставлять ребенка заниматься музыкой, если вдруг у него пропал к этому интерес? Где та «Золотая середина», переступив через которую, есть риск сломать ребенка и вызвать отвращение к занятиям музыкой? Как не лишить ребенка детства? Как обучение на музыкальном инструменте не сделать еще одной образовательной повинностью, после которой, получив диплом, этого инструмента больше не касаются?
Ничего нового, всё те же вопросы, ответы на которые все в основном будучи родителями искали.
И мои родители определенно задавались ими же, отдавая меня в 6 лет в музыкальную школу по классу «фортепиано», и тем более, когда после не полюбившегося мной Сольфеджио, я наотрез отказалась ходить в музыкалку. Мои родители не стали заставлять меня, и я не стала учиться, и уже давно об этом жалею.
И уж точно родители не ожидали, по прошествии длительного времени, услышать с моей стороны претензию к ним: «Почему же вы не заставили меня? Почему пошли на поводу моей лени?» Ведь я точно помню, что меня в начале обучения разочаровал тот факт, что это совсем не так легко, как казалось, и как грызла меня зависть к играющим весело во дворе детям. И педагог у меня был прекрасный, она очень надеялась, что я одумаюсь и вернусь.
Как потом мне объяснили мама с папой, они не хотели наступать на знакомые грабли. На этом же фортепиано в детстве училась папина сестра. Было у нее тоже поползновение бросить занятия на нем. Но ее мама (моя бабушка) настояла на продолжении обучения. Тетка моя отучилась, получила диплом, торжественно вручила его родителям, демонстративно хлопнула крышкой инструмента и больше к нему не прикасалась.
А теперь я наблюдаю за своим сыном второклашкой, как он с детства отлично поет, точно повторяя мелодию. С детства тянулся к этому габаритному инструменту, даже еще неуверенно стоя на ногах. Как сын в этом году в гостях у бабушки с дедушкой за вечер подобрал на фортепиано мелодию детской песенки. Ребенка надо отдавать в музыкалку! ВОТ ТОЛЬКО ЭТИ СЕМЕЙНЫЕ ГРАБЛИ!
Я даже здесь не говорю о пользе занятий музыкой для ребенка и вообще человека. Благотворное воздействие такого обучения даже не обсуждается.
Как сказал Михаил Казиник, скрипач, искусствовед: «Неслучайно в античном мире было семь свободных искусств, и самой главной дисциплиной была музыка. Потому что в ней есть вся математика, в ней есть формулы, есть эмоция, энергия и красота. Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и химии, а с музыки.»
Как мне кажется, одно из самых главных качеств, которые воспитывает обучение на инструменте – это дисциплина, это привычка трудиться и идти к результату. Если считать, что занятия музыкой приучают ребенка к некой ежедневной рутине труда, то это скорее польза для его дальнейшей жизни — в том числе и для его способности получить другое образование. Это скорее хорошо, что человек привык каждый день в чем-то совершенствоваться.
Интересно здесь привести мнение Давида Ойстраха из письма сыну Игорю. Письмо написано в 1943 году, когда Игорю было 12 лет. Он жил тогда с мамой в Свердловске в эвакуации и учился у П.Столярского, учителя его отца: "Дорогой Гаринька! Нас очень огорчает твоя лень и непослушание. Если бы ты знал, как важно для твоей будущей самостоятельной жизни накопить как можно больше знаний именно в детстве. Когда всё, что ты узнаёшь, впитывается в твоё сознание, как в губку и сохраняется навсегда. <...> Ленивые дети, может быть, веселей и беззаботней прожили своё детство, но когда они вырастают, жизнь спрашивает с них строго".
Понятно, что тот же спорт воспитает в ребенке дисциплину и волевые качества. Но зато занятия музыкой не такое травмоопасное, как спорт. И тут уж смотрим на способности ребенка, интересуемся, чему он больше отдаст предпочтение. Вообще, сказка, когда помимо музыки и спортом ребенок занимается, пусть и не профессионально, а для общего развития. Там уже время покажет приоритеты.
Также не забываем, что по характеру дети разные. Бывают дети, которым ничего не хочется делать, им все лень, таким детям бесполезно предлагать на выбор какие-либо занятия, все дела, которые даются с трудом, они обязательно бросят, от таких не дождешься никакой инициативы. В этом случае смело отдавайте его туда, где придется трудиться каждый день, а именно в музыкальную школу.
Конечно, бывают дети, которые четко знают, чего хотят. Сын моей подруги в 6 лет попросился на занятия с аккордеоном. И с радостью ходит туда уже который год.
Необходимы, как минимум, три составляющие, без которых невозможно успешное обучение на музыкальном инструменте: любовь родителей к ребёнку, их любовь и истинный интерес к этим музыкальным занятиям ребенка, хороший учитель. При отсутствии хотя бы одной составляющей система не срабатывает.
Хороший учитель и любящие родители находят ту "золотую середину", когда принуждение ребёнка к занятиям не переходит красной черты, не превращает жизнь малыша в мучение и непосильный труд, как это было у Паганини, Бетховена и, в какой-то степени, у Моцарта и Рубинштейна.
Любое занятие должно быть в радость, тем не менее, в жизни приходится делать много дел, при реализации которых нам приходится заставлять себя трудиться, и никто кроме родителей не сможет научить ребенка преодолевать лень, нежелание что-либо делать.
Простое правило поможет вам завлечь ребенка: любите то, что вы делаете, и вам не придется заставлять его заниматься, творческий подход в совокупности с интересом поможет вам в этом нелегком деле: учить уроки, учить музыкальное произведение и т.п.
Одно из главных замечаний - в начале обучения родителям не вводить в заблуждение ребенка, что это легкое радостное занятие. Необходимо дать сразу понять ребенку, что за этим стоит большой труд и время. Конечно, не сильно усердствуя и сгущая краски. Тут уж ориентируйтесь на впечатлительность своего чада)
А что такое хороший учитель? Как его найти? К сожалению, последний вопрос риторический. Потому что хорошие учителя, как и хорошие ученики, встречаются не так уж часто. Хороший учитель музыки — это талант. Великий чудо-учитель из Одессы П.А.Столярский, воспитавший целую плеяду замечательных скрипачей, не был солистом-виртуозом. И, наоборот, далеко не все солисты-виртуозы способны стать хорошими учителями.
Один из учеников Столярского, замечательный скрипач Михаил Фихтенгольц рассказывал о главных качествах своего учителя: "Он любил детей. Он умел заразить учеников любовью к музыке. Он умел научить хорошо играть и, главное, умел вызвать у учеников желание хорошо играть". На мой взгляд, наличие этих трёх качеств и отличает хорошего учителя от посредственного.
Так же, хороший учитель понимает, что без известного принуждения обойтись невозможно, но, вместе с тем, обладает искусством почувствовать ту самую " золотую середину", о которой говорилось выше. Когда принуждение не переходит допустимые границы и не вызывает на всю жизнь отвращение к музыке.
Если соблюдается та самая "золотая середина", то к ребенку в скором времени приходит радость общения с музыкой, радость выступления перед публикой, радость творчества.
Когда ребенок говорит, что ему не нравится заниматься, что он хочет бросить музыкальную школу, важно спокойно сесть, поговорить и понять причину. Если в процессе беседы окажется, что ребенку больше нравится рисовать, играть в шахматы или кататься на коньках, резоннее отдать его в соответствующую школу или кружок. Возможно с преподавателем у ребенка не складываются отношения, тогда попробовать позаниматься с другим. Если же ему кажется, что музыка – это тяжело или просто «надоело», тогда следует искать вместе способы мотивации.
Как не лишить ребенка счастливого детства?
Согласитесь, что счастливое детство — это совсем не обязательно ничегонеделание и полная свобода делать, что хочешь. Счастлив тот ребенок, к мнению которого прислушиваются, а желания принимаются во внимание. Счастливое детство – это детство в родительской любви и ласке.
По большому счету, учиться не любит никто: все хотят сразу играть, сразу петь, сразу сочинять и дирижировать. Поэтому важно показывать ребенку яркие примеры, у кого получилось добиться успеха, ставить цели и постепенно, маленькими шагами к ним идти.
Не стоит лишать его общения со сверстниками. А еще лучше иметь в окружении ребенка таких же как он учеников музыкальной школы. В такой атмосфере, ребенок не чувствует себя одиноким и несчастным, у него есть возможность поделиться своими результатами со сверстником и единомышленником.
И тогда не за горами радость от того, что у него получается, радость преодоления самого себя. Ребенок начинает получать удовольствие от процесса! Тогда уже и мысли у него не возникнет, что его детство оказалось несчастным.
Многие знают о "потерянном" детстве известнейших музыкантов, но практически ничего не известно о потерянных музыкантах. О потерянных (уже без кавычек!) Моцартах, Бетховеных, Паганини. Речь не только о тех одарённых к музыке детях, которых родители по тем или иным причинам не привели во время в музыкальную школу, но и о тех, кто ходил в музыкальную школу и занимался игрой на инструменте. Общеизвестно, что после окончания музыкальной школы из детей, которые не стали дальше учиться музыке, т.е. не стали музыкантами-профессионалами, а это около 10%, не подходят к инструменту больше половины. Другими словами, более половины детей, проучившихся игре на инструменте семь и более лет, так и не полюбили музыку. Музыка так и не вошла в их жизнь.
Значит, какая-то составляющая успешного обучения отсутствовала или была не должного качества.
В заключении хочется сказать, что, как бы невероятно ни был одарён ваш ребёнок, пусть детство будет детством. Не стоит торопиться. Всему своё время. Тем более что в эмоциональном отношении ребёнок остаётся ребёнком. Ребёнок, который любит игру "в прятки" больше, чем игру гамм на фортепиано. Это нормальный, здоровый ребенок.
Как сказал замечательный преподаватель игры на скрипке Пётр Столярский: "Не спешите. Музыканта надо растить долго и терпеливо".
И еще добавлю, что если человек любит музыку и обладает необходимыми способностями к занятиям ей, то даже если в детстве у него и не получилось освоить музыкальный инструмент, то рано или поздно Музыка тебя настигнет.
Почему я собственно и с вами, мои одноклассники ШАК. Потому как в один момент очень мне захотелось впустить в свою жизнь живую музыку, наполнить жизнь новыми красками и радостью от постижения мастерства игры на гитаре!
Я, конечно, не имею педагогического образования и мои «размышлизмы» не имеют под собой авторитетной базы. Я руководствуюсь лишь адекватными для меня высказываниями известных людей и любовью к своим детям.
Я поделилась с вами, читатели нашего журнала, ответами на вышеперечисленные вопросы, которые нашли отклик в моем сердце и кажутся мне правильными.
Очень надеюсь, что люди компетентные в этих вопросах тоже поделятся своим взглядом на данную тему. Конечно, надеюсь, на нашего учителя Алену Кравченко, чтобы с высоты своего опыта, обмолвилась словечком