На фото - два музыканта из Челябинска - Анатолий Ольшанский и Владимир Устинов. В руках у Владимира Устинова их совместное с Анатолием изобретение - музыкальный инструмент "Гран-гитара" (Гитара Российская Акустическая Новая). Изобрели они ее в 1987 году.
В патент на изобретение внесен Пол Маккартни, как покровитель музыкантов и вдохновитель идеи. Пол Маккартни назвал гран-гитару инструментом XXI века. В переписке с нашими музыкантами он именовал ее не иначе как «русская леди».
Инструмент представляет собой синтез культуры классической гитары с традициями фолк и рок гитар. Такое достигается благодаря оригинальной конструкции этой гитары.
ГРАН гитара имеет шесть парных струн. В каждой паре сочетается нейлоновая и металлическая струны, причём металлические струны у подставки на деке расположены на 2-3 мм ниже чем нейлоновые. Такая конструкция позволяет играть 1-е: только на нейлоне, — при этом инструмент звучит как классическая гитара плюс резонанс от металлических струн; 2-е: только на металле, — это придаёт звуку иную окраску и продолжительность: 3-е: на нейлоне и металле вместе, — а это уже абсолютно новое по тембру звучание гитары. При этом исполнительская техника идентична классической гитаре.
Правда, Владимир Устинов, музыкант, композитор, известный на Западе поэт, умер в 2002 году после инсульта. Анатолий Ольшанский живет в Вене (на последнем фото), преподает игру на гитаре, пишет музыку, выступает с концертами. И продолжает продвигать дело «Грана».
Из интервью с Анатолием Ольшанским для "Вечерний Челябинск":
– Анатолий, расскажи, как родилась гениальная идея?
– А очень просто. Накануне музыкального капустника Володя Устинов предложил мне придумать какую-нибудь хохму. Я взял старую «Музиму» и переделал ее в 12-струнную гитару. Обычно на гитаре устанавливают либо металлические, либо нейлоновые струны. Я объединил их вместе и разместил в два ряда – один над другим. Нижний ряд чуть-чуть сместил в сторону, чтобы струны было удобнее доставать пальцами. Когда я впервые сыграл на этой гитаре, Володя понял, что возможности у этого инструмента просто уникальные. Другой такой гитары в мире еще не было.
– А Маккартни-то здесь причем?
— Мы были провинциальными музыкантами. Связей нет, денег — ноль. Чтобы сделать раскрутку, нужно было присоседится к какой-нибудь крупной звезде. Однажды Сева Новгородцев проводил на Би-би-си прямую линию с Полом Маккартни. Мне удалось дозвониться до Пола в самом конце передачи. Я коротко рассказал ему о новой гитаре и прямо в телефонную трубку сыграл «Мишель». Пол был очень уставшим, скорее всего, из моего рассказа он ничего не понял, но сказал, видимо, из вежливости, чтобы я зашел или позвонил.
И вот, музыканты приезжают в США, пробиваются каким-то чудом к П.Маккартни и...
– Он взял у меня «Гран», осмотрел его, послушал звук и попросил сделать такую же гитару для него, но под левую руку. Мы совсем забыли, что Пол Маккартни – левша!
– Над гитарой для Маккартни, я думаю, пришлось потрудиться изрядно…
– Еще бы! Ижевский мастер Геннадий Калабин, выполнявший заказ, только перламутровую накладку собирал четыре месяца. Он привлек к работе местных оружейников – они украсили вязью серебряные колки. Струны, которые предоставила одна из старейших фирм Европы – «Томастик», были анодированы под золото. Когда гитара была готова, менеджер Пола сообщил, что в качестве приложения требуется видеофильм.
– Что сказал Пол?
– Пол прислал за гитарой самолет. Менеджер взял гитару и фильм (от фильма он был в восторге) и сделал нам ручкой. Потом пришло письмо от Пола, в котором он и написал знаменитую фразу, назвав «Гран» инструментом XXI века.
– Почему Маккартни не выступает на публике с «Граном»?
– Пол связан долголетним контрактом с крупнейшей фирмой по производству музыкальных инструментов. Когда этот контракт закончится (а когда – это только Полу известно), он выйдет на сцену с нашим инструментом.
– Я слышал, что кроме Пола Маккартни ваш инструмент высоко оценили другие известные музыканты…
– Да, например Кристофер Паркениг – ученик Андреаса Сеговии, ныне самый великий гитарист на земле, Пако де Лусия. Штефан Рак, известный в музыкальной среде по кличке Крези чек (Безумный чех – он круглый год мотается с концертами по земному шару) записал с нами диск и открыл в Праге «Гран»-центр. С каждым годом поклонников нашей гитары становится все больше и больше.
– Почему до сих пор не удалось наладить массовый выпуск ваших гитар?
– Производство музыкальных инструментов в Европе роботизировано. Внести изменения в отлаженный процесс – значит на первом этапе понести убытки. Как ни странно, европейцы оказались консерваторами. Им, как говорится, и хочется, и колется: имя Маккартни вызывает блеск в глазах, но боязнь риска заставляет потеть ладони…