Друзья, на форуме время от времени возникают дебаты о критике.
Тема хорошая. Интересная.
В ней нет правильного мнения. У каждого оно свое и имеет право на существование. Но обсудить и поделиться все же стоит. Это интересно.
К тому же сллушая мнения других, мы лучше понимаем собеседников, видим другую точку зрения, что порождает новые мысли. А это тоже всегда полезно.
Я постараюсь собрать сюда, что найду высказанного о критике.
А если у кого есть желание продолжить и развить тему - милости просим.
- - - Добавлено - - -
Тема: "На кнопки не попадаю" (Автор темы: vik1)
vik1: "...Естественно, без критики нельзя научить никого ничему как следует. Поэтому, глядя на общение здесь на сайте, мне, например, катастрофически не хватает конструктивной критики.
Да, например, все внешне хорошо, а вот это или плохо, или надо подтягивать. А то все УРА_УРА!
Может лезу не в свое дело, но, если человеку все время говорить, что у него все хорошо, он и стремиться ни к чему не будет.
В частности про себя. Не считаю себя приличным (не говорю даже хорошим) исполнителем, поэтому и хочется больше критики..."
vil1: Есть еще странность - все разговоры о том, что надо, чтобы пение совпадало по ноте с гитарой, но для меня даже две соседних струны при настойке в унисон звучат по разному - я понимаю, что они должны быть одинаковы, но одинаково только, если свучат очень тихо, т.е. нет обертонов. А что говорить о совпадении голоса и гитары?
Может, конечно, причина в том, что неграмотный, музыке мы не обучались.
А что в результате: хотелось услышать про то, что я и сам слышу, а ответы в основном про то, что "работай-работай - будет лучше", а так все хорошо.
Спасибо Алене, услышал конструктив, вот и не выдержал, потянуло пошутить, в мсысле, что очень рад....
Может, я неправ, но мне казалось, что разумная критика всегда полезна.
Алена (Кравченко) :- - - Добавлено - - -Вячеслав, русский язык он такой многогранный. И иногда мы видим в нем не то, что нам хотели сказать. Если бы мы общались лично, то здесь основную смысловую нагрузку несла бы мимика, жесты, а когда это просто слова.. то здесь каждый человек может увидить в них то, что может увидеть )))
Вячеслав, я Вас поняла. Спасибо!!!
Мне интересно все то, над чем можно поразмыслить))) И Вы дали такой толчок. Я задумалась о природе возникновения желания критики. Этот вопрос зажегся во мне, а значит придет время, когда я смогу на него себе ответить.
Мне вспомнились мои ученики, которые очень хотели критики, но получив ее, обижались и не принимали наставлений…и вот только сейчас, наверное, четко спросила себя «Зачем человеку просить критику, если он ее не слышит»
И знаете, я пока вот какой вывод сделала (только, Вячеслав, ради Бога, не подумайте, что это касается лично Вас. Скорее всего это нужно мне поговорить )))
Мне кажется, что в нас, в нашем воспитании есть доля мазохизма что ли... и порой не хватает кнута и под этим кнутом мы подразумеваем не конкретные указание на действия, а просто как стимулятор или подтверждения того, что мы не идеальны.
Или может быть другое, мы увереннее себя чувствуем, когда, кто-то нас направляет и не дает право выбора (на самом деле делать выбор сложнее, легче сделать то, о чем говорят). Мне кажется, это самый страшный вариант, так как он ограничивает вИдение и правильной оценки происходящего. Повторюсь, это те, кто просит критику и не слышит ее.
Этот вопрос остается открытым для меня, а пока постараюсь как-то ответить на Ваше сообщение.
Та же тема: - - - Добавлено - - -
Та же тема: - - - Добавлено - - -
Та же тема:- - - Добавлено - - -Раз пригласили высказываться всем, у кого мысли на эту тему (на тему критики) зреют, то я скажу пару слов. Можно, да?
Только я сразу хочу оговориться, что высказываю именно мысли вслух по теме, не привязывая ни к кому конкретно из наших форумчан.
Мое внимание чаще цепляет другая сторона этого вопроса.
То что "надо указывать на ошибки, а то человек не будет расти", - согласна полностью.
То что "надо это делать мягко, что бы не обломать крылья" - тоже согласна.
То что"хвалить надо чаще" - тоже согласна.
Вопрос в другом для меня. Не первый раз читаю своего рода недовольства учеников, которые жаждут критики, а получают всякие "пушистости". А потом сами по пальцам перечисляют за что их надо критиковать. Ведь "даже я сам вижу свои ошибки, а вы мне "Типа все не страшно! А я хочу критики, что бы расти!" и все в таком ключе дальше.
Занятно, что потом часто развивается тема "нормального ученика, который жаждит критику" и того, кто "не понимает и обижается". Я может не права, но постоянно мне такие рассуждения читаются, как самоутверждение "правильных" учеников. "Вот, мы - молодцы! Мы за критику! Мы растем! Не то что всякие обижаки".
Тебе зачем, что бы люди тыкали носом в то, что ты сам прекрасно видишь? Видишь, - работай! Володя (АВС) очень правильно это отметил выше.
Тебе зачем тыкать людей носом в то, что ты видишь, а они не сказали, или сказали недостаточно жестко?
Тебе зачем развивать тему тех, кто "обижается на критику", если у тебя с этим все в порядке?
А может кто-то попросил критику, не потому что она ему нужна (не всем приятно слышать , что ты поешь как павлин, они и так это знают), но "все так делают, это правильно. Я так же сделаю, и буду "правильным". И вот ученик просит критику. А принять ее не хватает эмоциональной силы. Разговоры о том, что ты "не умеешь" радости не приносят. Получается, что в этом случае человек пошел, как бы не за собственной целью (получить совет, мнение со стороны), а потому что все так делают. Что бы быть "правильным". И тут...
Опа... не его цель. А это вообще суть всего! Делаем мы что-то ради своих целей, или чужих, или "потому что так надо". Достижение чужих целей радости не приносит. Не приносит удовлетворения. А если еще и "цель получить критику" так хоть в петлю лезь. Не нужно было это ему! Не это нужно!
Опять же. Ни про кого лично, только свои наблюдения и не только на нашем форуме.
Аленушка, я бы в Вашу копилку "причин любви к критике" отнесла бы еще самоутверждение.
Фразу "покритикуйте меня хорошенько" в НЕКОТОРЫХ случаях стоит читать еще и как "я - молодец, заметьте это".
Та же тема: - - - Добавлено - - -
та же тема:- - - Добавлено - - -Тимура и Руслана, сразу обоим - спасибо, все правильно!
Только не надо забывать еще об одном моменте: никто, ни новичок, ни уже умелый, не может однозначно утверждать, что то, как он воспринимает свои действия (в данном случае игру и пение), абсолютно верно.
Собственное восприятие всегда субъективно, плюс накладывается множество моментов: собственные знания, умения, самокритичность или наоборот, в конце концов, слух.
Поэтому подсознательно ВСЕГДА вопрос о том, есть ли ошибки, или слышны ли они, подразумевает желание узнать "а прав ли я?". Даже, если запрос поставлен в форме просьбы критики. И это чаще, чем вариант "похвалите меня", хотя такое тоже бывает.
Вот человек и ждет, что ему скажут, чтобы понять, в чем он сам прав, а в чем - нет. Если, конечно, он искренне желает улучшиться.
Так что критиковать можно и нужно. Конечно, как я писал раньше, лучше, если вдруг кто-то покритиковал не совсем правильно, или же его критику можно подправить, в этом случае в теме желательно реагировать не только на запрос (как было описано Аленой раньше: "Навалились"), но и на ответы, типа "неправильно написал", или "да, но если сделать немного по другому, будет лучше.."
Представьте ситуацию: ученик у доски и все громко обсуждают, что он это сделал плохо. И наоборот: ученик у доски, ему предлагают сесть и все обсуждаю, что было плохо в виде беседы, включая и его.
Вячеслав
Тема: "Там за туманами" автор темы: Елена БАД.
Вот нельзя так сильно восхищаться, а то человек зазнается и не будет дальше репетировать, и подумает что это пик, должна быть и критика, так как критика помогает в продвижении таланта......Вот нельзя так сильно восхищаться, а то человек зазнается и не будет дальше репетировать, и подумает что это пик, должна быть и критика, так как критика помогает в продвижении таланта......(...)Юра, в Вашем сообщении-рассуждении ощутимо веет недоверием. Об этом хочется порассуждать.
Вы не доверяете людям, которые говорят вам доброе, подозреваете их в лести. Вы так же не доверяете критикам, хотя и признаете их профессионализм. Но да... они сами не писали, и не познали творческого процесса. Стало быть главное вкусили. И Вы не уверены, что их критика полноценна? здорова? Что они сами понимают, о чем критикуют?
С Вашего позволения, порассуждаем. Все что напишу ниже, ни в коем случае не относится к Вам лично. Это мои размышления вслух о критике как таковой.
На мой взгляд критика гробит творчество.
Что такое критика?
Кри́тика — это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. Поиск критики, стало быть поиск оценки себя и своего дела со стороны других. Вечный поиск чужого мнения.
Первый раз мы с ней сталкиваемся в момент рождения. Врачи, принявшие ребенка, начинают сопоставлять его с общепринятыми нормами, как "должно быть", как правильно. И на сколько он от этих правильностей отклонился. И дальше по жизни. Нас криткиуют каждый день по сто раз: не туда ходишь, не так работаешь, неправильно думаешь, ни с тем дружишь, не так играешь. В конце концов, человек вырастает с ориентирами на "как правильно поступить, что бы не ошибаться". В целом, ничего плохого в этом как бы и нет. Плохо лишь то, что это главный вектор его развития. А в чем мои ошибки? А что я не так делаю? Скажи мне люди, и я со списком направлений пойду уже правильно к совершенству.
То есть человек ищет чью-то другую волю, способную высказать ему что и как делать, вместо того, что бы искать, пробовать, ошибаться, получать удовольствие и радость от самого творчества.
И так и живем. При чем во всех сферах жизни. А как надо? А в чем моя ошибка. И живем от ошибки до ошибки.
С годами складывается стереотип мышления : "от ошибки до ошибки".
Любопытно, что критики есть у музыкантов, писателей, художников. Тут их сотни. Многие готовы рассказывать, как надо играть и писать. Зачастую самыми страстными критиками становятся те, кто сам боится творить, у кого не получилось по разным причинам. Сами не смогли, но вас научат.
Никто не задумывался, почему нет критиков, скажем, у саперов? Пожарников? Подводников? Между прочим, смелые люди, не отрехтованные тем, что "а могло бы быть и лучше". Они знают что и как надо.
Я сейчас не призываю забросить учителя, авторитетных музыкантов или более опытных товарищей с их мнением. Вовсе нет. Без совета учиться сложнее. Но просто обратите внимание, на то, какую значимую часть в жизни играет поиск критики со стороны. И для чего она?
Ведь даже получив ее (раз так искали, то получили), человек остается неудовлетворенным. Почему? Может, потому что чаще всего ищет набор замечаний, а что-то глубже?
Юрий:
а я во многом с вами согласен. Но везде присутстует НО.
Когда был руководителем группы, работал в Д/К , ко мне обращались за помощью в написании фонограмм и ведь приходили такие, которые сами не могут написать, но
учат и говорят, что у них талант от Бога, все их хвалят, учителя, знакомые и родственники, и дальше развиваться они не хотели, а могли обвинить в том, что неправильно написанна фонограмма и т.д., вот и приходилось опускать их ниже канализации, а потом вытаскивать.
Вот вы как модератор, создайте такую тему, перенесите вот это всё что мы написали и там будем обсуждать, это будет очень полезно.
Назовите тему " Критика - нужна она или нет?"Оксана:АВС :Так и у нас тут учёба. Не на сцене ведь выступаем.
К преподавателю идти - это когда помоложе, а взрослому - и так дел много, вот и остаётся только форум.
Здравствуйте, мои хорошие!
Прежде всего, Леночка, в твоем выступлении я слышу как ты работаешь над голосом, я слышу творческий подход к аккомпанементу! Слушала с удовольствием! Спасибо!
Что касается критики: ведь здесь как и в любом диалоге, если один из собеседников выражает свои мысли в унизительной для собеседника форме, ниточка контакта обрывается и все равно что после этого будет сказано останется не услышенным. Такая критика успеха не имеет.
Кроме того, у каждого высказывания есть цель. Например: помочь, поддержать, возвысить себя, унижая другого или с целью шоу как это делает Дитер Болен в DSDS. Даже доцентам в институтах важно цели дефинировать. Если Доцент хочет показать себя крутым, упокует критику в сарказм. А если хочет помоч, укажет на сильные стороны и укажет на моральном уровне, как можно сделать лучше.
На этом форуме лично я получала коструктивную критику на моральном уровне соответственно моему уровню обучения, за что большое спасибо!
Всем успехов!