Дорогие друзья, сегодня пробуем начать новую рубрику. Рубрику о хобби, которое становится страстью, увелечением заполняющим жизнь и насыщающим ее особоыми красками и переживаниями.
У некоторых такое есть. Пишите нам о нем. И не страшно, если оно не связано с гитарой. Творческие люди всегда многогранны, и зачастую совмещают в себе массу интересов.
Я с особой радостью и даже гордостью, хочу предоставить вашему вниманию рассказ о себе и своем хобби, одного из наших участников форума - человека, чей ник известен наверно всем кравчатам - Bardklips. В обычной жизни нашего героя зовут Александр.
Знакомьтесь:
Александр подарил нам уже десятки (а может и сотни, я не считала) клипов на песни бардов. С его творчеством на форуме нашей Школы можно ознакомиться здесь: http://www.guitar-school.ru/forum/sh...E0%F0%E4%EE%E2
Теперь же у нас есть возможность, познакомиться с таким замечательным человеком поближе. Саша ответил на несколько моих вопросов и рассказал о себе, за что ему большое спасибо. Мне остается только разместить текст этого рассказа, что я и делаю с большим удовольствием:
Здравствуйте, друзья!
Я получил необычную для себя просьбу – рассказать о себе. О своём отношении к гитаре, к жанру авторской песни, о том, как я делаю клипы, которые кто-то из вас смотрит в интернете (огромное вам спасибо за это!). Для меня такая просьба нова, но я решил попробовать сделать это. Если получится коряво, косноязычно или просто покажется не интересным, прошу не судить меня строго. Итак, начнём.
Авторская песня пришла ко мне ещё совсем в нежном возрасте, в начале шестидесятых, когда на отцовском магнитофоне «Комета» крутились бобины с домашними записями Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Эрика Кролле. Наверное, я привык к этим «рассказам под гитару», они настроили мой «внутренний лад» на соответствующий тон, и когда спустя несколько лет я взял в руки гитару (ещё семиструнную), моими первыми песнями были те, которые назывались «туристскими». Ведь терминов «барды» и «авторская песня» ещё не было, аббревиатура КСП если и была, то широко не звучала. Но это не мешало выучивать первые аккорды, простой бой и переборы правой рукой и бормотать под этот собственный аккомпанемент слова тех «туристских» песен. «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой…», «Кожаные куртки, брошенные в угол», «Мой маленький гном, поправь колпачок», «Полночный троллейбус по улицам мчит, держа по бульварам равненье…». Аккорды этих песен было просто брать на грифе, какого-то особого вокала для исполнения не требовалось, да и слушатели рядом оказывались крайне редко. Так что всё это скорее бормоталось под нос под приглушённый шелест струн.
А вокруг вовсю шла другая музыкальная жизнь, которая всё активнее открывалась мне, переходящему из детского возраста в юность. Это и советские песни «Голубых огоньков», и «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» из радио, и появляющиеся всё чаще виниловые пластинки, и те же магнитофонные катушки с лентами «тип-6» и «тип-10». Они расширили мой репертуар песен. Прежде всего, добавились песни модных тогда ВИА – вокально-инструментальных ансамблей: «Самоцветы», «Весёлые ребята», «Поющие гитары», «Орера»… Тем более, что часто песни эти очень соответствовали нашему тогдашнему возрасту. «Почему в 17 лет парню ночью не до сна?..», «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…», «Для меня нет тебя прекрасней, но ловлю я твой взгляд напрасно…». Это – конец школы, 9-10 классы. На этот же период попала и первая, школьная, любовь, ну а уж что страдать, что «улетать» от любви под гитару – такое милое дело. «Вот ты опять сегодня не пришла, а я так ждал, надеялся и верил…», «По соседству – твой класс, ты сидишь у окна», «А за окном стоит весна, весна по имени Светлана», «Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег…». Семиструнная гитара к этому времени преобразовалась в шестиструнную. То есть сама гитара – корпус, гриф, колки – осталась той же. А верхний порожек был изменён – я пропилил пазы для шести струн, расставив их на всю ширину грифы. Убралась седьмая струна, освободился (стал исполнять функции запасного) один из колков. И стой струн из «Ре-Си-Соль-Ре-Си-Соль-Ре» перешёл в «Ми-Си-Соль-Ре-Ля-Ми». Причём важны были не сами ноты, извлекаемые из струн, а музыкальные расстояния между ними – в тонах и полутонах. Ведь у нас, мальчишек, не было никаких камертонов, чтобы правильно настроить первую струну. Считалось, что звук «ля» издаёт телевизор, когда поздно вечером на нём заканчивается трансляция (было такое, кто не знает по молодости!), и появляется настроечная таблица. Таблицу это какое-то время сопровождал пищащий звук. Почему-то считалось, что это «ля». До сих пор не знаю, так ли это было. Впрочем, мы всё равно настраивали первую струну чисто интуитивно. Ну, а дальше – по ладам. Количество используемых аккордов от песни к песне неуклонно росло. К «базовым» Am, A7, Dm, E добавились G, D, потом F, H7 потом D, Gm. Почувствовав, что некоторые песни петь «неудобно» для голоса – слишком высоко или слишком низко – интуитивно перешёл на новые тональности. До сих пор с удовольствием играю в Dm и Em, в зависимости от песни. Чаще для игре в «неудобной» тональности используют каподастр, но я им не пользуюсь. Как не пользуюсь медиатором, предпочитаю трогать струны пальцами. Впрочем, это всего лишь личный выбор. Ещё в гитарной студии, которую я посещал классе в 6-ом, ещё на семиструнке, я освоил базовые переборы: 6-3-2-1-2-3-1-3-2-1-2-3…, 6-4-3-4-2-4-3-4-7-4-3-4-2-4-3-4…, (7+1)-2-3-7-(6+1)-2-3-(5+1)-2-3… Со временем новые аккорды стал играть правой рукой как-то интуитивно, цепляя то пару струн, то какую-то одну, просто по ощущению. Хуже было с боем. Различные бои давались мне не очень, впрочем, песни я любил больше спокойные, лирические, которым лучше подходили всякие переборы, чем чёткий ритм. Кстати, так и играю до сих пор – именно сопровождаю свой рассказ (ну, пением я это назвать не могу) звучанием струн. Всегда завидовал тем, кто умеет играть проигрыши – вступление к песне, между куплетами. Я же не обладал такими музыкальными способностями – самому подобрать проигрыш, а учиться игре на любимом инструменте кроме тех коротких детских курсов не пришлось. Так что пришлось довольствоваться тем, что умел, но зато гитара была всегда рядом в самом прямом смысле этих слов. Я даже засыпал, мурлыкая себе под нос, лёжа на кровати, очередное «Меж берёз и сосен тихо бродит осень…» и уже практически во сне перекладывая гитару с груди к стене.
Тем временем юность вовсю освоилась среди моих ровесников, мы окончили школу и разбежались по институтам. Класс был сильным, математическим, и в ВУЗы поступили практически все. Я оказался в Московском институте электронного машиностроения. Скорее всего, что-то аналогичное было бы в любом другом ВУЗе, но в МИЭМе я попал в жизнь, где роль гитары было трудно переоценить. Мало того, что оказалось, что играют на гитарах и поют чуть ли не половина студентов. Ну, ладно – треть. Так ещё официальных и неофициальных поводов, чтобы делать это – масса. Турпоходы, стройотряды, конкурсы песен, «картошки», тематические вечера, дни рождения факультетов и т.д., и т.п. Одной из уникальных особенностей моей альма-матер было то, что в МИЭМе находилось чуть ли не единственный студенческий кафе-клуб, он назывался «Селена» (и – элемент-полупроводник, и спутник нашей Земли Луна). «Селена» - настоящая легенда МИЭМ, в 1970-е годы «Селена» гремела на всю Москву. Это была студенческая культурная столица, где выступали «Машина Времени», «Скоморохи», Градский и многие знаменитые в то время юмористы. В «Селене» же прошел предпоследний концерт Высоцкого. О «Селене» заговорили по всей Москве после того, как там был организован цикл джазовых вечеров, на один из которых пришел саксофонист Георгий Гаранян – будущая легенда советского джаза. Но помимо джаза здесь демонстрировались фильмы о великих актерах и режиссерах, устраивались театральные встречи, художественные выставки, вечера отдыха, авторской песни. Кто только не приходил с гитарой в наш кафе-клуб. Юрий Визбор, Татьяна и Сергей Никитины, Александр Суханов, разные победители и лауреаты слётов КСП, всех уже и не вспомню.
В общем, представить студенческое время без гитар было нельзя. А репертуар вновь претерпел изменения, вновь расширился, обретя колорит, соответствующий времени. «Говорят, стройотряд, это – здорово…», «Раскинулся график по модулю 5…», «Если все профессора, что студентов мучат…». Ну, и конечно, тема любви, которая только обрела новую силу и новые краски. «Кто тебе сказал, ну, кто тебе сказал, кто придумал, что тебя я не люблю?..», «Сердцем хранимые, сердцем хранимые - наши любимые», «В реку смотрятся облака, а я всё смотрю на тебя…».
Но время, как известно, безжалостно. Прошло студенчество, отголоски его мы пытались поймать (и ловили!) в наших встречах, в своих новых «рабочих» коллективах. Но надо признать, что это было всё реже и реже. Как отмечать праздники – раньше для этого собирались у кого-то дома, за столом (ну, там, стулья от соседей, тарелки-вилки от родителей, котлеты, холодец и шампанское на балконе, «посуду – помою»…), потом в кафе и ресторанах. И вот уже большой, раскладывающийся стол вынесен на помойку за ненадобностью, и столовая как таковая не нужна и преобразована в детскую. Впрочем, чего жалеть, это веление времени. Только вот гитара уже не живёт на кровати, под боком, а перекочевала сперва на кресло, потом за шкаф, а у кого-то – на антресоли…
Зато стали выходить первые виниловые пластинки, диски, тех, кого мы пели и слушали, кого стали называть бардами. Юра Визбор не дождался этого, но пророчески написал: «Теперь никто не хочет хотя бы умереть, лишь для того, чтоб вышел первый сборник». Да, вышли – и Визбор, и Окуджава, и Высоцкий, и Дольский, и Галич, и другие сборники… Конечно, дефицит, конечно не достать. Но – доставали, слушали, переписывали на магнитофон (уже появились кассетные). И разучивали новые для себя песни. «Ах, что за дни такие настают, куда приводит вешняя дорога?..», «И ничем не помочь. Что словами сорить, если сам весь в долгах тоже…», «Не ответив мне звезда погасла – было у неё немного сил…».
Боюсь ошибиться, но всё это катилось к медленному и тихому затуханию. Но вдруг всё изменилось. Прежде всего изменился мир – за счёт научно-технического прогресса, за счёт развития ведущих стран, гражданских свобод. Прорвало. Не могло это не коснуться и нас на одной шестой суши «шарика». А уж когда появился Интернет… В общем, понеслось. Компьютеры пришли сначала на рабочие места, потом – в дома. Программы в них открывали возможности для всевозможных инициатив и творческих проявлений. В общем-то как-то случайно, но вообще-то вполне себе закономерно, я «совместил» эти две вещи – своё увлечение бардовской песней и компьютерными возможностями. Началось всё с работы. Мне надо было сделать презентацию, раньше я таковыми не занимался, но программа ка компьютере была установлена. Сказав себе, что не боги горшки обжигают, я принялся за дело. А когда азы этого процесса были мной освоены, то вдруг подумал, а ведь можно под песню «подкладывать» фотографии, и будет визуальное сопровождение песни! Смешно, но свой первый клип (на песню «Прощай, Империя!») я «слепил» в программе Microsoft PowerPoint. Мне повезло, что почти сразу кто-то спросил, почему я не сделал клип в программе Windows Movie Maker. Чем дал старт моим потугам в создании клипов специальными программами. Вслед за Movie Maker пришли muvee Reveal, потом Pinnacle Studio, ФОТОшоу-про, пробовал я ещё что-то. Развивались и требования к своим работам. Если по началу это были просто картинки под слова песни, то в новых работах я старался подбирать картинки не под слова, а под настроение, под… общий смысл, что ли. Как это получается, судить скорее вам. Сам я, ввиду понятных причин, быть объективным оценщиком своих клипов не могу. Правда всегда, если нахожу как – адрес электронной почты или сайт – высылаю клип всем, чей материал использую. Не только авторам-исполнителям (бардам), но и художникам, фотографам, если их работы включаю в клип. И испытываю приятные чувства, когда получаю положительные отзывы. Как-то так получилось, что мне удалось занять эту «нишу» с клипами на песни бардов. И мало кто занимается этим творчеством. Буду рад коллегам, так как вариться в собственном соку это неправильно. В общем-то творчество это не в использовании программных средств, не в наложении эффектов на картинки (изображения), а в подборе подходящих к песне изображений. Весь мой арсенал для этого – Интернет. Там есть, казалось бы, всё. И картинки – любые. Но как возьмёшься за дело, оказывается, что да, самых разных картинок с изображением, скажем, природы (лес, море, горы), времён года (весна, лето, зима, осень), достопримечательностей (города, соборы, памятники) полно. И можно лепить сколько хочешь клипов, скажем, про осень. А вот картинок (фотографий, репродукций) с людьми нет почти совсем, не даёт поиск никаких более-менее подходящих результатов по словам-запросам «дружба», «любовь», «ссора», «расставание», «предательство». А есть песни, к которым даже вообразить, какие картинки подошли бы, нельзя. А жаль.
Так что, делаю клипы на те песни, к которым «увижу» картинки. Единственно что, все эти песни мне нравятся. Все они из моего личного бард-архива, который я много лет отбирал, так сказать, попесенно, поштучно. Сейчас в нём около 2,5 тысяч песен, причём многие барды представлены только несколькими (а то и одной-двумя) своими песнями. Оттуда и беру песни для своих клипов. Сейчас процесс этот, похоже, завершился. По крайней мере, сильно затормозился. Но я занялся переделыванием клипов по новым, более совершенным программам, которые позволяют создавать клипы в хорошем качестве изображений (HD-качество, высокой чёткости), для просмотра на широкоформатном экране. В первоначальной версии клипов на песни бардов было почти 200. В HD-качестве будет чуть более ста, для остальных качественных исходных изображений просто нет, и на большом экране картинки выглядит расплывчатой, нерезкой.
Наверное, можно было бы больше рассказать об этой «кухне» - создании клипов. Но я боюсь утомить читателей. Но готов ответить на любые вопросы – и, так сказать, в «прямом эфире» - в открытой переписке, и личным письмом. Смотрите клипы, пишите, спрашивайте, советуйте, высказывайтесь, ругайте, хвалите… - я всегда доступен для вас, мои дорогие зрители и все читающие этот мой текст. Который, наконец, подошёл к своему концу и через пару минут будет отправлен по почте тому, кто просил меня написать – о себе, о своих клипах, о своём отношении к бардовской песне и гитаре. Что я и попытался сделать.
Пока!
Александр Капырин.