Вопрос одного моего ученика заставил меня задуматься об интересной теме. И я решила написать свое понимание критики и реакции на нее.
Критика воспринимается болезненно, и я считаю это нормально. Действительно, она заставляет о ней помнить дольше, чем слова благодарности. Так мы устроены и не поверю, если мне кто-то скажет, что к критике относится равнодушно.Алёна, каждое ваше слово и рекомендацию я бы высекал в камне. А вот бывало так, что вас ругают ?! Вот кто-то не доволен вами лично или вашими методами? Как вы переносите критику? Меняете свой метод в целях ублажить одного недовольного или посылаете его куда подальше ?!
Я это спрашиваю, потому что давно веду свой бизнес и буквально вчера сидели с женой и считали сколько ко мне было претензий за все годы !? Меня в основном тоже хвалят. Говорят, мол ты такой хороший с детьми, доходчиво объясняешь, дети тебя любят, твой метод такой ясный, и т.п.
Еще лет 10 назад я расплывался в улыбке и самодовольно торжествовал, какой я замечательный. Но буквально на следующий день за точно такой же урок для такого же возраста и с тем же энтузиазмом я имею абсолютно противоположную реакцию. А вот всё плохо, и ты груб с детьми, и непонятно объясняешь и все наоборот. пытаюсь объяснить, что вот вчера я делал то же самое и все были довольны, но никто не слушает и всё, я уничтожен не знаю за что. И я лечу в пропасть с высоты вчерашнего успеха.
Я когда-то читал, кажется у Фрейда, что по статистике каждый человек имеет конфликт с периодичностью раз в 6 месяцев. Это может быть и на работе, или в транспорте или в магазине. В семье не считается !? У меня после вчерашнего подсчета вышло - один серьезный конфликт раз в 3 года. Но после него телепат так, что боль не проходит годами. Я как-то разговаривал со своими друзьями-партнерами в бизнесе. Мне сказали. что они в таких случаях не ищут причину неудачи в себе, ибо всегда все делают на одном уровне и для всех с полной отдачей. Они просто теряют такого клиента, который недоволен и помещают его в свой черный список. У меня так же есть небольшой черный список, и он периодически пополняется. Но конфликт не проходит быстро и сидит в сердце годами.
Так как вы переносите неудачи и критику, если такое бывало?
Вот только критика бывает конструктивной, а бывает не конструктивной (в этом случае мы реагируем не столько на замечание, сколько на ее форму).
Большую роль, на мой взгляд, имеет значение, каким тоном и каким способом высказано недовольство. Если идет прямое оскорбление, то это не критика, а прямое желание обидеть и не важно, в какую оболочку это завернули. Есть критика, которая носит конкурентный характер. Например, доктор критикует другого, потому что он является ему конкурентом. Сам он этого может не осознавать, а эта вот «букашка зависти» гложет его нутро.
Если человек конкретно указывает на то, что ему не нравится и что нужно сделать, на его взгляд, изменить – то кроме благодарности к этому человеку мы не должны ничего испытывать. Именно они делают нас профессиональнее и сильнее. Именно благодаря им мы становимся лучше!
Но вот в чем вся сложность. Наш мозг воспринимает угрозу нашему эго так же, как угрозу нашей жизни и реагирует однозначно. Сразу идет выброс адреналина в кровь, появляются все признаки агрессии и готовность сражаться. Это наши инстинкты, с которыми трудно бороться. Но мы можем выработать определенные привычки реакций на такие случаи и постепенно убедить свое подсознание, что это полезно для нашей жизни. Конечно, если получать такую встряску только раз в полгода, то вряд ли можно быть готовым принять удар и правильно отреагировать в этот момент, но если в процессе жизни относиться ко многим вещам не так, как всегда, то можно выработать привычку определённой реакции.
Чтобы сказать, что я сейчас получаю критику, то боюсь, что в последнее время я ее не получаю, а если и получаю, то она не конструктивна. Ее можно найти, зайдя на мой канал на ютубе и читать сколько угодно под любым видеороликом. Я сейчас к этому отношусь очень легко и не обращаю на нее никакого внимания. Но в свое время, это было хорошей школой для меня и мощной закалкой.
Да, действительно, тогда я прошла настоящую мощную закалку выйдя впервые со своей школой в интернет. Не было человека, который бы подсказал с чего начинать, что и как делать. Мысль о создании видеоуроков зародилась тогда, когда у меня даже компьютера не было, а создать школу в интернете была задумка не видя в «глаза» этот самый интернет, я только слышала о нем.
Я отношусь к поколению, которые боялись фотоаппаратов, как огня, не говоря о видеокамерах. И конечно же, ранимость критики со стороны была очень острой. Я не буду описывать что и как дальше, но сам факт, когда я увидела первые критические комментарии на ютубе, было больно так, что я до сих пор многие комментарии помню наизусть)) и конечно же первая мысль – удалить все. И мне помогло только одно, я в этот момент, можно сказать, в прямом смысле слова, боролась за выживание (это сильный инстинкт, который не нуждается в самомотивации) и поэтому мой мозг позволил отступить, принять, и сделаться сильнее.
Возможно сейчас мне стоит поделить критику на две части на личную и виртуальную. И думаю, что привыкнув реагировать на виртуальную, не всегда это действует при личном контакте с тем, кто критикует.
Сказать, что я научилась собой управлять… хотелось бы в это верить. Но знаю точно, мне сейчас принимать критику намного легче, более того, я ее всегда рада получать, если она конструктивна. Я всегда переделываю свои работы и конечно же хочется их не просто переделывать (менять качество видео и тексты), но и уделять информационной стороне школы, ее совершенствования.
И это касается не только моего внешнего проявления реакции на критику, но и внутренних моих ощущений (как на личную, так и виртуальную).
Итак, моя жизненная позиция, которая помогает мне легко относиться к критике моей преподавательской деятельности.
Мой девиз уже много лет однозначен, и он врос в мое сознание так, что я полностью в этом убеждена. Мое убеждение крепкое, так как это помогает мне твердо знать, что мне нужно и как реагировать:
* «Если ученик сидит на уроке, играет и у него не получается – в этом виновата я сама».
* «Если ученик не пришел на второе занятия или перестал ходить в процессе обучения – в этом виновата я сама».
Я не испепеляю себя за это! Очень важно то, что я позволила своим ошибкам стать моими уроками! Я каждый раз благодарю судьбу, за любой конфликт, который открывает мне глаза и дает понять что и как можно сделать по другому.
Я повторю, что это мой закон, который дает мне осознать, что если у человека что-то не получается, значит я не смогла найти подход именно к нему и не смогла объяснить так, чтобы он понял. Вы даже не представляете, как мне помогла эта установка. Я всегда искала новые пути объяснения, я экспериментировала и пробовала разные направления. То, что подходило одному – не подходило другому. Сегодняшняя методика включает в себя именно огромный опыт и целую исследовательскую работу. Именно она прошла испытание временем и конкретными результатами.
До сегодняшнего дня мне никто не написал, что моя методика не правильная и она не работает, а результаты, которых достигли ученики – тысячи! Кроме того, моя методика прекрасно приживается у преподавателей классических гитар (муз. школах, консерватории), как дополнительный материал, а иногда применяется как основной.
Это не значит, что я ничего не делаю, чтобы улучшить подход. Буквально совсем недавно, на встрече-тренинге, я заметила, что мои ученики играют приглушение не так, как мне хотелось бы и сразу в голове возник мой девиз «я не объяснила так, чтобы они все поняли». Обратите внимание, не они виноваты, что не могут понять, а я, что не смогла правильно объяснить. Стала наблюдать, присматриваться, анализировать и для себя сделала не мало открытий и вот мой дополнительный ролик «Как правильно играть приглушение в гитарном бое. Как приглушать бой, струны на гитаре» увидел свет ))
http://www.guitar-school.ru/forum/showthread.php?t=11238
У меня есть еще один девиз в моей жизни: "Делитант -это тот, который все знает, а профессионал - этот тот, который всегда учится!"
Даже если кто-то и напишет мне, что моя методика не правильная, то эта критика будет для меня иметь значение, если она будет исходить от человека, который профессионал в преподавании аккомпанемента и его опыт будет превосходить мой.
Получается, чем больше опыта и положительных результатов, тем устойчивее отношение к критике и уже далеко не от каждого она авторитетна.
Как можно реагировать на критику:
* Пропустить ее сквозь себя, не включаться, не позволять агрессии подчинить вас (или можно мысленно представить, как эти слова проходят мимо вас не задевая вас при этом).
* Досчитать до 5-10 ти, улыбнуться и сказать: «Я Вас услышал(а), большое спасибо»
И еще... я всегда извиняюсь. Мне очень легко всегда извиниться, и я это делаю искренне и как только говорю: «ой простите, пожалуйста, как-то не подумала» или "я обязательно подумаю, как можно исправить эту ситуацию, спасибо», то происходит чудо. Как-то вокруг все меняется.
Какой вывод я могу сделать.
* Выслушать, признать, извиниться, принять, поблагодарить, улыбнуться
* Обязательно определить, конструктивная критика или нет. Если да, то сделать для себя вывод и исправить.
* Не включаться. Реагировать как – бы наблюдая за ситуацией со стороны (сразу распрямите плечи, свои движения, речь замедлите)
* Хорошо быть веселым человеком и с чувством юмора. Юмор - это спасение для многих ситуаций.
Все зависит от нашего сознания, насколько мы можем им управлять и убеждать подсознание, что это нам может принести огромную пользу и никакого вреда для нас быть не может.
У каждого из нас может быть своя схема реакций, продумайте ее, взгляните со стороны, визуализируйте и применяйте. Однажды это станет вашей привычкой, и вы перестанете ощущать душевную боль.
Эта привычка, которая позволит адекватно реагировать на замечания и при этом испытывать чувство благодарности, хотя природой в нас заложено отвергать то, что противоречит нашему взгляду на данный момент. Мы сначала отвергаем и боимся признаться себе в том, что возможно это правда.
Желаю всем, как можно чаще получать слова благодарности и принимать критику (конструктивную), как бесплатный урок в своем развитии!
(автор статьи Алена Кравченко)